ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.УП.03. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере
овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая»
составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы, при 8-летней программе — с 4 по 8 классы. Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на 1 год при освоении учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным годом обучения (6-летний срок и 9-летний срок).

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
• развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
• последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
• знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
• изучение выразительных возможностей тона и цвета;
• развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
• обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
•••• основы композиции станковой
•••• цвет в композиции станковой
•••• сюжетная композиция
•••• декоративная композиция
•••• создание художественного образа в композиции
•••• графика
•••• итоговая работа

Учебно-тематический план
1 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Основы композиции станковой
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и
нюанс
Раздел 3. Сюжетная композиция
3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению.
Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона
1 год обучения ΙI полугодие
3.2. Ритм в композиции станковой
3.3. Композиционный центр в композиции станковой
3.4. Выразительные средства композиции станковой
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Цвет в композиции станковой
1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем
(статичная и динамичная композиции)
2 год обучения IΙ полугодие
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
3.2. Трансформация и стилизация изображения
3.3. Декоративная композиция натюрморта
3.4. Стилизация изображения животных
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей
3 год обучения IΙ полугодие
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую
тематику
4 год обучения Ι полугодие
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции
1.1. Композиционная организация портрета
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане
4 год обучения ΙΙ полугодие
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям
5 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика
1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента
1.2. Графический лист с визуальным эффектом
Вариант 1. Иллюстрация
Вариант 2. Архитектурные фантазии
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Сюжетная композиция на конкурсную тему
5 год обучения ΙΙ полугодие
Раздел 3. Итоговая работа
3.1. Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3- 4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный натюрморт
6 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика
1.1. Создание сложной образной графической композиции.
Вариант 1. Графический лист «Аллегория».
Вариант 2. Основы мультипликации
1.2. Графика малых форм.
Вариант 1.Разработка праздничной открытки
Вариант 2. Экслибрис
1.3. Шрифтовая композиция
6 год обучения ΙΙ полугодие
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Сюжетная композиция. Триптих
2.2. Сюжетная композиция на конкурсную тему
Раздел 3. Графика
3.1. Графическая композиция в городской среде

В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Для 6-летнего срока реализации программы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и план выполнения итоговой работы. В разделе «Аттестация: цели, виды, форма, содержание» предложены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации учащихся.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
• умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
• умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
• умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
• навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
- знания:
•••• понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
•••• тональной, цветовой, линейной композиции;
•••• о движении в композиции;
•••• о ритме в станковой композиции;
•••• о контрастах и нюансах;
- умения:
• уравновешивать основные элементы в листе;
• четко выделять композиционный центр;
• собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
• владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
• поэтапной работы над сюжетной композицией;
• анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
- знания:
•••• понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
•••• о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
•••• о трехмерном пространстве,
•••• о перспективе (линейной и воздушной);
•••• о плановости изображения;
•••• о точке зрения (горизонт);
•••• о создании декоративной композиции;
- умения:
• передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
• последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
• работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
• передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
• трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
• перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
• анализировать схемы построения композиций великих художников;
• работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
• создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
- знания:
• о пропорциях, об основах перспективы;
• о символическом значении цвета в композиции;
• о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
• об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
• ориентироваться в общепринятой терминологии;
• доводить свою работу до известной степени законченности;
• обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
• собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
• разработки сюжета;
• использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
• приобретение опыта работы над серией композиций.
4 год обучения
- знания:
• применения основных правил и законов станковой композиции;
• основных пропорций фигуры человека;
• соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
- умения:
• выполнения живописной композиции с соблюдением всех
подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
• организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;
- навыки:
• создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
элементов композиции основному замыслу;
• правильной организации композиционных и смысловых центров;
• создания целостности цветотонального решения листа.
5 год обучения
- знания:
• законов композиции и схем композиционного построения листа;
• о плановости, перспективном построении пространства;
• о стилизации форм;
- умения:
• самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
• самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
• самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
• самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
• работы различными живописными и графическими техниками;
• самостоятельного изучения материальной культуры;
• применения визуальных эффектов в композиции;
• создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
6 год обучения
- знания:
• особенностей композиционного построения графики малых форм;
• различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
• по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта;
• по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
- умения:
• создавать сложные художественные образы;
• создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;
• создавать композиции, наиболее полно отражающие профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;
- навыки:
• создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;
• использования символов в изображении;
• создания композиции с использованием шрифта.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов
(не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
• поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
• поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
• сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
• выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.
2. Выбор сюжета и техники исполнения.
3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
4. Тональные форэскизы.
5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
6. Варианты тонально-композиционных эскизов.
7. Варианты цветотональных эскизов.
8. Выполнение картона.
9. Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.