ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01.,ПО.01.УП.04
РИСУНОК

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и 8 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет и 9 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 6 лет.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой) и с четвертого по восьмой (девятый) классы составляет 33 недели ежегодно.

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету
Задачи: освоение терминологии предмета «Рисунок»; приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и
творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются
композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:
• технические приемы в освоении учебного рисунка;
• законы перспективы; светотень;
• линейный рисунок;
• линейно-конструктивный рисунок;
• живописный рисунок; фактура и материальность;
• тональный длительный рисунок;
• творческий рисунок; создание художественного образа графическими средствами.

Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы
1.2. Графические изобразительные средства
1.3. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия
1.4. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт
1.5. Зарисовка чучела птицы
II полугодие
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Зарисовки фигуры человека
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень
3.1. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива
3.2. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов
3.3. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности
Раздел 4. Живописный рисунок.
Фактура и материальность
4.1. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал)
4.2. Зарисовка мягкой игрушки
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах
5.2. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания
5.3. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне
5.4. Натюрморт из двух предметов быта
5.5. Контрольный урок
Второй год обучения
I полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
2.1. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе
2.2. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе
2.3. Рисунок гипсового геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар)
2.4. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти
2.5. Рисунок гипсового куба
2.6. Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти
II полугодие
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Наброски фигуры человека
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Зарисовки чучела птицы
4.2. Зарисовки предметов, различных по материалу
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы
5.2. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы
5.3. Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу
5.4. Контрольный урок
Третий год обучения
I полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тематический натюрморт «Осенний»
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.
2.1. Натюрморт из гипсовых геометрических тел
2.2. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы
2.3. Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
3.1. Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную
форму, расположенных на уровне глаз учащихся
II полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок
4.1. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа
4.2. Рисунок чучела птицы
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Натюрморт с чучелом птицы
5.2. Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму,
расположенных ниже уровня глаз учащихся
5.3. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону.
5.4. Контрольный урок
Четвертый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
1.1. Натюрморта из трех гипсовых геометрических тел
1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками
1.3. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность.
2.1. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Зарисовки фигуры человека в движении
II полугодие
Раздел 4. Законы перспективы. Светотень
4.1. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в
пространстве
4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении
4.3. Наброски по памяти отдельных предметов
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Рисунок гипсового шара
5.2. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и
драпировкой
Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок
6.1. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом
6.2 Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.
Пятый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
1.1. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел
1.2. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете
1.3. Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью
2.2. Зарисовка головы человека (обрубовка)
II полугодие
Раздел 3. Фактура и материальность в учебном рисунке
3.1. Натюрморт из предметов с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром
3.2. Рисунок фигуры человека в интерьере
Раздел 4. Создание художественного образа графическими средствами
4.1. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».
Раздел 5. Тональный длительный рисунок.
5.1. Натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (итоговая работа)
5.2. Контрольный урок
Шестой год обучения
I полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1. Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта)
1.2. Рисунок капители
1.3. Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах
1.4. Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз)
II полугодие
Раздел 2. Тональный длительный рисунок
2.1. Рисунок черепа человека
2.2. Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти
2.3. Рисунок античной гипсовой головы
Раздел 3. Создание художественного образа графическими средствами
3.1. Тематический натюрморт с атрибутами искусства

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно- творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы. Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки
(рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно- методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.