ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет
«Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
При реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное
творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет
«Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Видео-уроки
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа «Беседы об искусстве» имеет два учебно-тематических плана, рассчитанных на 3 года и 1 год освоения соответственно. Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:
1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 Виды искусства
1.1 Вводная беседа о видах искусства
1.2 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства
1.3 Знакомство с динамическими (временными) видами искусства
1.4 Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства
2 Изобразительное искусство
2.1 «Как работает художник, чем пользуется»
2.2 Жанры изобразительного искусства
2.3 «Композиция»
2.4 Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства
2.5 Рисунок
2.6 Графика
2.7 Выразительные средства графики
2.8 «Силуэт»
2.9 Живопись
2.10 «Цвет»
2.11 «Колорит»
2.12 Способы работы с цветом: «Акварель»
2.13 Способы работы с цветом: «Гуашь»
2.14 Способы работы с цветом: «Пастель»
2.15 Способы работы с цветом: «Масляные краски»
3 Литература
3.1 Литература как вид искусства
3.2 Литературные жанры
3.3 Литература и синтетические виды искусства
4 Музыка
4.1 Музыка как вид искусства
4.2 Музыкальные инструменты
4.3 Музыкальные направления и стили.
5 Хореография
5.1 Танец и виды танцевального искусства
5.2 Композиция в хореографии
5.3 Профессии в области хореографии
6 Театр
6.1 Искусство театра
6.2 Выразительные средства театрального искусства
6.3 «Детский театр»
7 Кино и телевидение
7.1 Искусство кинематографа
7.2 Детское кино
7.3 Детские телепередачи
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 Изобразительное искусство
1.1 Беседа о композиции
1.2 Язык графики
1.3 Язык живописи
1.4 Натюрморт как жанр изобразительного
1.5 Пейзаж как жанр изобразительного искусства
1.6 Портрет как жанр изобразительного искусства
1.7 Скульптура как вид изобразительного искусства
1.8 Архитектура как вид изобразительного искусства
1.9 Декоративно- прикладное искусство как вид изобразительного искусства
2 Народное искусство
2.1 Народные ремесла
2.2 Народные ремесла родного края
2.3 Народный костюм
2.4 Народный фольклор. Жанры фольклора
3 Праздники
3.1 Праздники народного календаря
3.2 Светские праздники
4 Искусство и современный человек
4.1 Значение искусства в жизни современного человека
4.2 История развития искусства костюма
4.3 Искусство и реклама
4.4 Искусство дизайна
4.5 Ландшафтный дизайн
5 Музеи
5.1 Музеи
5.2 Частные музеи
5.3 Выставочное пространство
5.4 Экскурсия беседа
5.5 Посещение музея
5.6 Коллекционирование
6 Библиотеки
6.1 Библиотека
6.2 Правила пользования библиотекой
6.3 Как работать с книгой
6.4 Как работать с журналом
6.5 Энциклопедия как вид книги
6.6 Сеть интернет как информационный ресурс
6.7 Литературная гостиная
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 Изобразительное искусство
1.1 Виды изображений в картине
1.2 Язык графики
1.3 Язык живописи
1.4 Диорама, панорама как виды монументальной живописи
1.5 Жанры изобразительного искусства
1.6 Интерпретация в искусстве
1.7 Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства.
1.8 Пленэр
2 Декоративно-прикладное искусство
2.1 Текстиль
2.2 Эскизирование
2.3 Металл
2.4 Эскизирование
2.5 Керамика
2.6 Эскизирование
2.7 Дерево
2.8 Эскизирование
2.9 Камень. Кость
2.10 Эскизирование
2.11 Стекло
2.12 Эскизирование
3 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия
3.1 Язык
3.2 Современная детская литература
3.3 Творческий эксперимент
3.4 Музыка
3.5 Песня
3.6 Танец
3.7 Реставрация и хранение объектов культуры и искусства
3.8 Значение культурного наследия в истории человечества
3.9 Церковь – как объект искусства
3.10 Хранение «культурных единиц»
3.11 Творческий проект «Семейные реликвии»
3.12 «Мой родной город вчера и сегодня»
3.13 «Мой родной город вчера и сегодня»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ
ИСКУССТВЕ» (срок освоения программы 1 год)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 Виды искусства
1.1 Вводная беседа о видах искусства
2 Пространственные (пластические) виды искусства
2.1 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства
2.2 Графика и живопись как виды изобразительного искусства
2.3 Скульптура как вид изобразительного искусства
2.4 Архитектура как вид изобразительного искусства
2.5 Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства
2.6 Народные ремесла, ремесла родного края
3 Динамические (временные) виды искусства
3.1 Знакомство с динамическими (временными) видами искусства
3.2 Литература как вид искусства
3.3 Музыка как вид искусства
4 Синтетические (зрелищные) виды искусства
4.1 Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства
4.2 Танец и виды танцевального искусства
4.3 Искусство театра
4.4 Искусство кино
5 Язык изобразительного искусства
5.1 «Как работает художник, чем пользуется»
5.2 Виды изображений в картине
5.3 Жанры изобразительного искусства
5.4 «Композиция»
5.5 Рисунок
5.6 Язык графики
5.7 Выразительные средства графики
5.8 Язык живописи
5.9 «Колорит»
5.10 Способы работы с цветом практическое
6 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой
деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
6.1 Библиотека
6.2 Правила пользования библиотекой
6.3 Как работать с книгой
6.4 Сеть интернет как информационный ресурс
6.5 Музеи
6.6 Реставрация и хранение объектов культуры и искусства
6.7 Хранение «культурных единиц»
6.8 «Мой родной город вчера и сегодня»
6.9 Значение культурного наследия в истории человечества
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков..
Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся
1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.