ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному плану
ПО.01.УП.03. ЛЕПКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном
этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛЕПКА» ПРИ 8-ЛЕТНЕМ
СРОКЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 294 ЧАСА, ИЗ НИХ: 196 ЧАСОВ – АУДИТОРНЫЕ
ЗАНЯТИЯ, 98 – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной
мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластилиновая аппликация;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 раздел «Материалы и инструменты»
1.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.
1.2 Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний
носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика».
1.3 Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка».
1.4 Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».
1.5 Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка».
2 раздел «Пластилиновая живопись»
2.1 Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания
пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.
2.2 Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».
2.3 Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг».
2.4 Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».
3 раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1 Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Посудная полка», «Аквариум».
3.2 «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.
3.3 Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».
3.4 Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».
4 раздел «Пластические фактуры»
4.1 Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.
4.2 Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок»,
«Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.
4.3 Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные
изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм»,
«Театральный (цирковой) занавес».
4.4 Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции
«Зоопарк», «Домашние животные».
5 раздел «Полуобъемные изображения»
5.1 Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция
«Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.
5.2 Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция
«Божья коровка», «Жуки», «Кит».
5.3 Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».
5.4 Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный
пряник», «Жаворонки» и др.
6 раздел «Объемные формы»
6.1 Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер
(бакуган)».
6.2 Закрепление навыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка».
6.3 Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало
огородное и др.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 раздел «Соленое тесто»
1.1 Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы.
1.2 Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением
гуаши.
1.3 «Театральная кукла». Урок- игра
2 раздел «Пластилиновая композиция»
2.1 «Изразец».
2.2 Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».
2.3 Изготовление магнита на тему: «Времена года».
3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1 Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях.
3.2 Композиция «Замороженное оконце».
3.3 Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур.
3.4 Творческая работа «Пенек с грибами».
3.5 «Морские камешки».
4 раздел «Коллаж»
4.1 Коллаж «Морские сокровища».
4.2 Декоративное панно «Слово-образ».
4.3 Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа).
5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1 Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник».
5.2 Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Урок- игра
6 раздел «Объемные формы»
6.1 Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».
6.2 Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга».
6.3 Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.
6.4 Коллективная творческая работа «Ноев ковчег».
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 раздел «Полимерная глина»
1.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчик, бабочка и др.).
1.2 Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото.
1.3 Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др.
2 раздел «Лепка из глины»
2.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки.
2.2 Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью.
2.3 Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок.
2.4 Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество».
3 раздел «Пластилиновая композиция»
3.1 Тематический натюрморт из нескольких предметов.
3.2 Композиция- панорама «Замок. Рыцарский турнир».
4 раздел «Объемные формы»
4.1 «Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида).
4.2 Шахматное королевство.
4.3 Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных.
4.4 Творческая работа «Басни», «Птичий двор».
4.5 Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф.
4.6 Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.
4.7 Человек и животное. «Хозяин и его животное», «охота», «цирк».
6.8 Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. . Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование).

6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.