ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства
«Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных
программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является
базовой составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в
содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной
грамоты и рисование - 3 года в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4
до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
1. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
2. Формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии,
эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Многообразие линий в природе
1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна
1.3 Выразительные возможности цветных карандашей
1.4 Техника работы пастелью
1.5 Орнамент. Виды орнамента
1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы
1.7 Кляксография
1.8 Пушистые образы. Домашние животные
1.9 Фактуры
1.10 Техника работы пастелью
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник»
2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета
2.3 Цветовые растяжки
2.4 Теплые и холодные цвета
2.5 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»
2.6 Техника работы акварелью «мазками»
2.7 Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета
2.8 Техника работы акварелью «сухая кисть»
2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков
2.10 Творческое задание «Портрет мамы».
2.11 Смешанная техника. 4 стихии
2 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Противостояние линии. Характерные особенности линий
1.2 Работа с геометрическими формами. Применение тона.
1.3 Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную
1.4 Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную
1.5 Текстура
1.6 Ритм. Простой, усложненный
1.7 Симметрия. Пятно.
1.8 Асимметрия
1.9 Линия горизонта. Плановость
1.10 Техника работы фломастерами
1.11 Буквица. «Веселая азбука»
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга.
«Теплохолодность» цвета
2.2 Нюансы. Многообразие оттенков цвета
2.3 Контрасты. Контрастные пары цветов
2.4 Цвет в тоне.
2.5 Ахроматические цвета. Творческое задание
2.6 Локальный цвет и его оттенки
2.7 Плановость
2.8 Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент
2.9 Условный объем. Освещенность предметов.
2.10 Изучение нетрадиционных живописных приемов
2.11 Творческая композиция
3 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Равновесие
1.2 Статика. Динамика
1.3 Силуэт
1.4 Шахматный прием в декоративной графике
1.5 Перспектива
1.6 Пластика животных
1.7 Работа фломастерами (цветными карандашами)
1.8 Пластика человека
1.9 Графическая композиция
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Локальный цвет и его оттенки
2.2 Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном
2.3 Колорит. Нюансные или контрастные гармонии
2.4 Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов
2.5 Смешанная техника
2.6 Цвет в музыке
2.7 Психология цвета
2.8 Тематическая композиция
2.9 Тематическая композиция
2.10 Тематическая композиция
2.11 Тематическая композиция
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.
4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
9. Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ
учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени или с помощью тестовых контрольных работ.
По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации – экзамен. Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. 5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.